Кожуховские походы Петра I в Нагатинской пойме
Молодому, двадцатидвухлетнему Петру со временем стало тесно играть в военные игры со своими потешными полками Лефортове. Он задумал большие манёвры и выбрал место для них место между поймой Москвы-реки у сёла Нагатино и Новинки и селом Кожуховым на высоком противоположном берегу Москвы-реки. Цель кожуховских походов, как потом назвали эти учения, – проверить преимущество полков нового строя перед старой организацией армии.
Ход кожуховских походов
Учения проходили с 7 по 27 октября 1694 года по новому стилю. В них участвовало до 15 тысяч человек с обеих сторон.
План учений был разработан Патриком Гордоном и заключался в штурме полками нового строя заранее построенного укрепления с земляным валом высотой 3,5 метра, глубоким рвом и бойницами названного «Безыменным городком». Находился он где-то на Кожуховском лугу недалеко от моста, который был на месте начала современного проспекта Андропова. Его защищали полки стрелецкого строя под командованием генералиссимуса потешных войск и «польского короля» Ивана Ивановича Бутурлина.
Нападающие полки нового строя под командованием «Генералиссимуса Фридриха» (князь-кесаря Федора Юрьевича Ромодановского). Под его началом Преображенским полком в звании бомбардира командовал молодой царь Пётр под именем Петра Алексеева. Наступавшие полки подходили со стороны Нагатинского луга. и должны были форсировать реку Москву и овладеть потешной крепостью. При этом отрабатывались навыки рытья траншей и подкопов, взрывов крепостного вала и штурма крепости.
Обороняющиеся в начале учений развели наплавной мост. Тогда наступающая сторона применила хитрость и высадилась с лодок, которые замаскировали под лодки обывателей, и пристали к кожуховскоскому берегу и высадить передовой отряд. Это позволило ошеломить противника и быстро выбить его из крепости. «Польский король» отошёл в Кожухово.
Пётр остался недоволен тем, что не удалось отработать многие навыки. Учения начали заново. Во время второго штурма был устроен подкоп, взорван вал и бои велись с таким азартом что многие получили травмы, а один человек был убит. Участник событий Корнилович вспоминал потом:
«Потом ево, самого генералисимуса Ивана Ивановича, наши же было взяли, но от своих пеших с списами выручен; по сих повеле своей коннице ударится на неприятельскую, которая хотя многажды прогнана, паки опрашивалась, а напоследок прогнали их далече и разбегошась врознь: овии в Коломенское и инии же в деревню Новинки, <…> В то время пехота наша, генерала Гордона из города, а от первого редута Лафортовы салдаты, а от тех в поле возле обозу неприятельского великою лавою от редутов, в право Преображенской, а дале и правее от Коломенской страны Семеновской линиею долгою саженях на; на обоз их ударились: и великая с обоих стран востала стрелба из мушкетов, и бросанием бомбов, и ручных гранат, и горшков [c порохом], так что непрестанное было в дыму великом страшных восходящих огней блистание; и в том потом бою не токмо огнем друг на друга воевали, но водою лили, и землею, и грязью бросали, и превеликое изо рва и вала и из за рогаток ис щитов неприятели противление чинили»
После осады укрепление было взято, а пленённый И.И. Бутурлин приведен в шатер к Ф.Ю. Ромодановскому. По словам современника, «Главнокомандующий был поздравлен от регулярных полков беглым огнем, чем вся сия примерная война и кончилась». После Кожуховских походов, приветствуемый, как победитель, генералиссимус Ромодановский задал великолепный пир всем участникам маневров.
Итоги кожуховских походов
Кожуховские походы — первые крупные военные учения в России. Кожуховские походы показали преимущества полков «нового строя» и необходимость военной реформы. Этот опыт был использован в Азовских походах 1695—1696 годов и последующих военных кампаниях. Князь Б. И. Куракин в «Гистории о царе Петре Алексеевиче и ближних к нему людях» писал:
Об екзерцициях военных можем сказать, что были весьма к прогрессу обучения его величеству и всем молодым людям. Напомню о той потехе, которая была под Кожуховым в Коломенских лугах, о которой могу сказать, что едва какой монарх в Европе может учинить лучше.