Был ли Bасиий Верещагин военным агентом?

Был ли B.B. Верещагин военным агентом? Отношения художннка и военного ведомства  (по материалам российских архивов)

©Светлана Васильевна Соловьева.

Военные агенты в Российской Империи

Во второй половине XIX — начале XX века (1856-1927) в России военными агентами называли офицеров, наблюдающих за состоя­нием вооруженных сил в стране назначения за границей1. Это были своеобразные «дипломаты в погонах»2, подчиняющиеся начальнику Главного штаба Военного министерства. Как правило, все, что име­ло отношение к разведке, находилось в министерстве в ведении Во­енно-ученого комитета и Азиатского департамента Главного штаба. Агенты собирали сведения о численности, дислокации и передвиже­нии войск в стране назначения3. В обязанности агента также входило подробное ознакомление с ее географическими и топографически­ми особенностями, бытом, вероисповеданием и предпочтениями местных жителей4. Разведка велась и силами членов военно-ученых экспедиций, в состав которых входили этнографы, переводчики, ху­дожники, топографы и т. п. Донесения агентов помогали Отавному штабу точнее спрогнозировать ситуацию в случае военных действий.

Российские негласные агенты занимали слишком низкие Для дворян посты в диппредставительствах, поэтому они часто офи­циально увольнялись, например, по болезни, и вели за границей частную жизнь; при этом их неофициальная связь с военным мини­стерством не прерывалась. Тайные агенты работали под прикрытием различных «мирных» профессий5 (например, продавцов или журна­листов), которые предполагали широкий крут общения с местным населением и позволяли, не вызывая особых подозрений, всегда быть в курсе важнейших событий. Профессии художника и путешест­венника открывали возможность свободного перемещения по стране с целью ознакомления с ландшафтом и бытом ее обитателей.

Параллельно с агентами Военного министерства6 похожей раз­ведывательной и контрразведывательной деятельностью за грани­цей занималось и Секретное отделение дипломатической агентуры7, относившееся к Департаменту полиции. Одним из его отделов было подразделение Заграничной агентуры8 с главной ставкой в Париже, в помещении русского посольства. Основной задачей этого подраз­деления было наблюдение за русской политической эмиграцией9.

Обе организации (Разведочное отделение и Заграничная аген­тура) создавались в конце XIX века и функционировали независимо и секретно даже друг от друга, что в результате вызывало столкновение их интересов. Обе первоначально совмещали разведывательных и контрразведывательных служб. Становление отдельных институтов разведки и контрразведки окончательно сформировалось ближе к началу XX века.

Военное ведомство в судьбе Верещагина

Но вернемся к биографии художника. Василий Васильевич Верещагин был потомственным дворянином, к моменту выпуска из Морского кадетского корпуса знал минимум три языка (русский, французский и немецкий). Морской корпус окончил в звании пер­вого гардемарина — это высшее возможное достижение для каде­та10. Хорошо владел боевой подготовкой, был отлично развит фи­зически11. Тем не менее отказался от звания морского офицера ради поступления в Академию художеств, где выпускникам военно-учеб­ных заведений предоставлялись некоторые привилегии. Еще в быт­ность свою кадетом Василий посещал рисовальную школу при ОПХ на Бирже. Могло ли военное ведомство спокойно отпустить лучшего студента курса, у которого имелось страстное «гражданское» увлече­ние — живопись? Известно, например, что кадеты, обучавшиеся му­зыке, не имели права самовольно оставить занятия, так как впослед­ствии их привлекали к игре в военных оркестрах12. Но Верещагин не совсем уволился из военного ведомства, как пишут многие иссле­дователи, а лишь стал в 1860 году прапорщиком ластовых экипажей — это нижний офицерский чин. Получившие его несут береговую службу и имеют сухопутное звание. Таким образом, в 1860-х годах Верещагин обучался в Академии художеств, находясь при этом в звании прапор­щика береговой службы «с увольнением за болезнью от службы».

В мае 1860 года, когда он выпускался из морского корпуса, «Го­сударь Император высочайше повелеть изволил: воспитанников морских учебных заведений, при производстве их в гардемарины и кондукторы, приводить к присяге на верность службе»14. Иными словами, в 1860 году художник должен был принять присягу на вер­ность Отечеству, которая для дворянина многое значила. В конце 1877 года15 руководство Морского корпуса16 было извещено о том, что выпускникам 1860-1867 годов (включительно) следует зачи­слить последние три года обучения в «действительную службу», но «не раньше 16 летнего возраста»17. Таким образом, художник два года служил России, будучи еще студентом Морского корпуса

В эти годы молодой гардемарин участвовал в кампаниях в крейсерстве по Балтийскому морю на пароходе-фрегате «Камчатка»18 в 1858 году с заходом во французские порты; на фрегатах «Светлана» и «Генерал-Адмирал» в 1859 году — с заходом в  заходом в английские пор-ты. В рапорте об учебном плавании фрегата «Светлана»19 н списке офицеров на борту значится «унтер-офицер Василий Верещагин»20. На фрегат «Генерал-Адмирал» художник попадает только 4 сентября 1859 года, а плавание началось за три дня до этого; в начале и в конце путешествия его нет ни в списке команды, ни в списке кадетов, зато в судовом журнале обозначен один «бежавший»… Скорее всего, ху­дожник попал на фрегат в числе отряда гребцов, командированных с парохода «Ильмень», который был направлен навстречу «Генерал-Ад­миралу» с целью перевозки вещей наследника престола в Стрельну21.

Обучаясь в Академии художеств, живописец в 1861 году выезжа­ет со своим преподавателем А.Е. Бейдеманом в Париж для работы над росписями православного храма. К работе он так и не присту­пил, но посетил за одну поездку и Париж, и французские Пиренеи22, опять-таки по болезни. Причем художник в период этой на первый взгляд бесцельной поездки пропустил экзамены в Академии, ко­торые перенесли ради него на осень. Позднее он будет обучаться и даже жить именно в Париже23.

Верещагин на Кавказе

На Кавказе (1863) судьба вновь столкнула отставного прапорщи­ка береговой службы с военным министерством — по рекомендации Л.Ф. Лагорио Верещагин давал уроки рисования детям российских военных в Тифлисе, в частности, детям начальника Генерального шта­ба Кавказской армии — генерала А.П. Карпова24. Работа для Кавказ­ского общества сельского хозяйства в 1863— 1864 годах позволила ху­дожнику свободно перемещаться по Закавказскому краю, выполняя зарисовки типов животных, растений, а заодно и этнических типов25, национальной архитектуры, орнаментов, пейзажей. Особенно худож­ника интересовали места, где бытовало «нетипичное» для Российской империи население: например, деревни духоборов и молокан, шии­тов и суннитов, немецкая колония Елендорф и др., те местности, где могло копиться недовольство жителей против официальной власти26.

Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше. Верещагин В.В.
Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше. Верещагин В.В.

Художник обладал феноменальной, даже фотографической, па­мятью, что позволяло ему впоследствии не только писать подробные картины произошедшего, находясь вдали от изображаемой мест­ности, но и составлять такие же обстоятельные литературные «от­четы» о своих дальних поездках. Одним из первых примеров тому служит рисунок «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше»27, с величайшими подробностями описывающий необыч­ный для православных религиозный обряд местных жителей-шии­тов. Рисунок создан в Париже по итогам поездки на Кавказ. Сам же обряд подробно описан в новелле художника «Религиозное праздне­ство мусульман-шиитов»28.

За некоторое время до этого в местности, где население не очень расположено к российскому императору, проводились своеобразные «разведэкспедиции». В частности, в 1830-х году на Кавказе прошла разведэкспедиция И.В. Шаховского, которая позволил изучить топографию, быт и настроение кавказского населения (насколько дружественны они были к властям Российской империи). Могли ли перемещения Верещагина преследовать подобные цели?» Это остается загадкой, однако любопытно, что слово «кроки», упо­требляемое художником в связи с поездкой, имеет несколько значе­ний, одно из которых — «чертеж участка местности, отображающий ее важнейшие элементы, выполненный при глазомерной съемке».30

В 1865 году, вернувшись в Петербург, Верещагин получает от третьего отделения Его Императорского Величества канцелярии характеристику31, в которой сказано о его возвращении с Кавказа и работе для Кавказского общества сельского хозяйства, но ни слова нет об отношении к военному ведомству.

Верещагин в Туркестане

В связи с образованием в 1860-х годах Туркестанского края , пограничного с враждебно настроенными к Российской империи Среднеазиатскими государствами, молодой художник 22 августа 1867 года был «вновь определен на службу» в распоряжение туркестанского генерал-губернатора33. Он официально принял участие в военных разведэкспедициях, будучи командированным «для этнографических исследований в Сыр-Дарьинской и Семиреченской областях 1868 марта 14»34. Повторюсь: подобные экспедиции на­ходились в ведении Военно-ученого комитета, а также Азиатского департамента Главного штаба. Надо сказать, что дунганам, так при­влекавшим художника, в фонде Военно-ученого комитета в Военно-историческом архиве (РГВИА) посвящено почти целое дело. В нем подробно описываются конфликт на российско-китайской границе и быт дунган, приводятся различные названия этого народа, содер­жатся рапорты и донесения о современном (относительно художни­ка) положении дел на границе и т. п. Несколько листов одного из дел посвящены также народности солонов. Сбором подобных сведений как раз и занимались члены этнографических экспедиций Военно- ученого комитета. Мог ли Верещагин, выполнивший массу этюдов Чугучака35 и написавший множество портретов солонов, иметь отношение и к подобным донесениям и рапортам?36

Кроме того, в Туркестане, и в дальнейшем, например в Индии художник часто пишет обыкновенные — на взгляд простого зрителя —  этюды горных пейзажей, представляющиеся глазу опытного топографическими съемками местности, кроками  стратегических объектов (например, горных перевалов — опасных и узких мест для наступления войск, зачастую единственных вохможных путей отступления).

У крепостной стены. «Пусть войдут». 1871, Государственный Русский музей, С.-Петербург
У крепостной стены. «Пусть войдут». 1871, Государственный Русский музей, С.-Петербург. За участие в обороне Самаркандской цитадели В.В. Верещагин получил Орден Святого Георгия 4-й степени

«Находился в делах и походах против неприятеля в Бухарских пределах с 15 апреля по 22 июня 1868 г и участвовал с 2 по в июня при обороне Самаркандской цитадели» . — значится в аттестате Верещагина Любопытно, что в  «Краткой истории 6-го стрелкового Туркестанского батальона», оборонявшего Самаркандскую кре­пость, ни слова не сказано о Верещагине — первом офицере получившем за эту оборону Орден Святого Георгия 4-й степени, хотя «история» была составлена около 1900 года, когда он уже был известным художником. Согласно «Истории 6-го батальона», Кауфман, оставив в Самаркандской крепости 6-й Туркестанский батальон, сапёрную роту и 94 артиллеристов, всех больных и слабых, двинулся с остальными силами в Kaтта-Курган, чтобы разбить эмира. «55 ты­сяч шарииябцев»38 плюс местные восставшие жители осадили цита­дель с разрушенными стенами. При этом к ее обороне «были годны до 400 человек». «6-й батальон за эту оборону получил Георгиевское знамя, командиры — орден Св Георгия 4 степени… прочие офицеры — чины и ордена, годовой оклад жалования…»39 Был ли Верещагин командиром»? Входил ли он вообще в состав какого-либо баталь­она или роты? Предположительно, нет. поскольку находился в личном подчинении Кауфмана. Но в 1868 году он официально еще был офицером, поскольку получил именно офицерский орден.

30 апреля 1869 года Beрещагин «высочайшим приказом переименован в чин коллежского регистратора с оставлением в распо­ряжении туркестанского генерал-губернатора»40 , иными словами, снова получил гражданское звание, подчиняясь при этом непосред­ственно генералу фон Кауфману41. При этом не удалось уточнить, в каком звании Верещагин был во второй раз принят на службу: очевидно, в звании прапорщика. По инициативе генерал-губерна­тора Туркестана, с одобрения Азиатской части Генерального штаба и лично императора Александра II Военное министерство отправило художника в конце 1870 года в заграничную командировку в Мюн­хен на несколько лет: официально — для написания серии картин о Туркестанском крае и издания альбома литографий. Кауфман ха­рактеризовал художника как собирателя материалов для изучения быта вверенного генералу края, едущего в Европу исключительно для создания по этим материалам своих картин.

Командировка на деньги Военного министерства в Германию

В течение четырех лет Военное министерство платило Верещагину ежегодное жалование в 3000 рублей. Для сравнения: Академия художеств в качестве стипендии выплачивала художнику 200 рублей в год. Кроме того, отдельная сумма в 10 000 рублей была выделена министерством на издание альбома гравюр с его картин. Мог ли Ве­рещагин написать их и издать свой альбом, оставаясь в России? По­чему поехал именно в Германию?

Нельзя сбрасывать со счетов ход мировой истории. Во время пребывания художника в Германии в 1871 году возникает второй Рейх42 — Германская империя, ставшая крупнейшей европейской колонией и перехватившая у Франции господство в Европе. Тер­ритория государства сильно увеличивается, мощь его многократно усиливается. Вряд ли этот факт мог не заинтересовать Военное ми­нистерство России, курировавшее командировку художника.

Из инструкции: «Военные агенты назначаются для доставления правительству возможно полных, точных и своевременных сведений о военных силах и средствах иностранных государств… изучают… бюджет государства… общую систему обороны… т. е. крепости и  укрепления, в связи с путями сообщения и главнейшими географическим и топографическими условиями страны…»43 Кроме того, агент занимался поисками в стране назначения лиц, с которыми даже в случае официального отсутствия там российского представителя можно было поддерживать связь и получать информацию стране. В 1870 году художник знакомится с немецкой подданной Элизабет Марией Фишер (по отчиму — Рид)44, ставшей его перво ной, с родными которой в Мюнхене продолжает поддерживать  связь до 1890 года, когда официально разрывает отношения с Фишер

Когда 8 декабря 1870 года, незадолго до отъезда за границу, ху­дожник приезжает в Петербург, он просит Военное министерство о срочном получении документов, поскольку «ожидать… распоряжений о выезде заграницу из Ташкента» «отымет… без всякой поль­зы много времени»46. При участии Азиатской части Главного штаба Департамент внутренних сношений МИДа высылает из Ташкента паспорт Верещагина, который, при всей российской бюрократии он получает уже 10 декабря 1870 года (через два дня после своего об­ращения)! Кроме того, Военное министерство через представителей МИДа облегчает Верещагину прохождение таможни47. Ис такие ли привилегии предоставлялись агентам Военного министерства? Надо сказать, что, даже уволившись из военною ведомства художник продолжает пользоваться услугой облегченного таможенною до смотра багажа. Существует его переписка с полковником Генштаба заведующим Азиатским департаментом А. П Проценко, судя по текстам  писем — в основном о Несвоевременном получении Верещагиным денежного довольствия. Тем не менее А. П. Проценко позволяет художнику обращаться к нему напрямую. Как минимум к одному из писем приложен пакет из Ташкента на имя Верещагина в Мюнхе­не. Все письма шли через военное ведомство, соответственно, «паке­ты», очевидно, тоже на таможне не вскрывались. 14 марта 1872 года Верещагин просит Военное министерство срочно восстановить уте­рянный им паспорт48. В тот же день Департамент МИДа сообщает в Военное министерство: «Загранпаспорт на имя коллежского реги­стратора Верещагина был выдан ему лично 14 сего марта»49. 15 марта 1872 года художник просит Проценко передать Кауфману образцы своих рисунков, которыми также интересовался великий князь Вла­димир Александрович. Упоминает он и еще об одной своей прось­бе. которая не должна быть известна великому князю по причине нежелания Верещагина участия в этом деле Академии художеств. Очевидно, речь идет о предполагаемом устройстве персональной выставки. В августе 1872 года Проценко сообщает Верещагину о раз­решении императора продлить срок его пребывания за границей до декабря 1873 года51. В декабре 1872 года Кауфман просит товари­ща министра иностранных дел П.Н. Стремоухова помочь художни­ку с рекомендациями по устройству своей персональной выставки в Лондоне52. Стремоухов поручает Верещагина вниманию русского посла в Лондоне графа Брунова: «Полагаю, что при… Ваших связях в столице Англии Вас не затруднит оказать содействие г. Верещагину, столь известному у нас своими ландшафтами из Средне-Азиатского пространства?»53 Посол считает, что персональная выставка малоиз­вестного русского художника не вызовет в Лондоне, пресыщенном мировыми шедеврами из частных коллекций, никакого интереса. При разногласиях двух держав по среднеазиатским вопросам ан­глийская пресса, негативно отзывающаяся обо всем русском, просто не примет его картин, не стоит и пытаться54. Посол приводит в при­мер опыт известного русского художника И.К. Айвазовского, ко­торому «даже не удалось в Дублине получить разрешение комитета тамошней выставки вывесить свои картины»55. Несмотря на настоя­тельные советы посла отказаться от выставки в Лондоне Верещагин все же организует ее в апреле — июле 1873 года в Хрустальном двор­це. Успех, как известно, был ошеломляющий56. Почему художник выбрал именно эту европейскую столицу для экспонирования серии картин на столь острую, волнующую колонизаторов-англичан тему? Ведь в Туркестане столкнулись интересы России и Англии57. Почему через некоторое время после выставки живописец едет в двухлетнее путешествие по одной из английских колоний? Осенью 1873 года за счет Военного министерства пересылает двумя партиями (из Лондона и из Мюнхена) свои картины в Санкт-Петербург. Начальник Главного штаба Ф.Л.  Гейден обращается к директору Департамента таможенных сборов с просьбой не вскрывать ящики с картинами58 и не взимать пошлину, поскольку те «составляют не собственность г. Верещагина, а сделаны насчет отпущенных ему казенных средств»59. Ящики с картинами ожидались сухопутным путем, а прибыли на английском пароходе «Твид» сначала в Кронштадт и уже потом были доставлены в порто­вую таможню Санкт-Петербурга. Причем посылка была адресована генералу Министерства путей сообщения А.К. Гейнсу60 и отправлена на его личную почту, а не в Главный штаб. Из-за чего такие сложно­сти, которые чуть не поссорили художника с Ф.Л. Гейденом?

27 октября 1873 года Верещагина жалуют орденом Святого Ста­нислава 2-й степени, который лишь осенью 1880 года был выслан на имя художника, проживавшего в то время в Париже. Василий Васильевич от награды отказался, и она была возвращена в Капитул орденов61. Причем при возврате ордена 3-е отделение Департамента полиции просило отметить, «имеются ли какие-либо сведения о коллежском регистраторе художнике… Верещагине… по 1, 2,3 делопроизводству, по заграничной переписке, по архиву»62, на что поступил ответ об отсутствии таких сведении… Был ли орден пожалован за Туркестанскую серию картин, за успех лондонской выставки или за какую-то иную заслугу63, неизвестно.

Первая персональная выставка художника в России прошла весной 1874 года в Санкт-Петербурге в здании МВД на Мойке, подготовкой также занималось Военное министерство. В частности, граф Ф.Л. Гейден обращался с письмами о приискании достойного помещения под выставку к начальнику штаба войск гвардии и Пе­тербургского военного округа, к заместителю главного начальника военно-учебных заведений, санкт-петербургскому городскому голо­ве, в Министерство внутренних дел, Министерство государственных имуществ и другие учреждения.

Увольнение Верещагина с военной службы и поездка в Индию

В феврале 1874 года Верещагин с разрешения Кауфмана «уво­лился» в отпуск «впредь до распоряжения увольнения от службы»64, а в мае того же года «…приказом о гражданских чиновниках военного ведомства… уволен от службы»65 во второй раз, однако официально получил аттестат об увольнении лишь в январе 1880 года. В 1874году живописцу было уже 32 года. Все это время (более 11 лет) с небольшим перерывом он официально числился при военном ведомстве. Почему Верещагин увольняется из Военного министерства незадолго до поездки в английскую колонию — Индию? Почему, путешествуя как частное лицо, получает рекомендации, позволяющие ему не только попадать в самые труднодоступные (во всех смыслах этого слова) места, но и лично встречаться с представителями выс­шей английской и индийской власти? Случайное ли это совпадение, что поездка принца Уэльского66 в 1875—1876 годах в Индию со скры­тыми политическими целями совпадает с пребыванием там худож­ника?67 Голословно ли английские газеты называли его «шпионом»? Почему он вообще обращает внимание на английские газеты и про­сит Стасова непременно написать опровержение? Почему тема его длинной неосуществленной Индийской поэмы — «Заграбастание Индии англичанами»? Почему после продажи на аукционе 1891 года полотно «Расстреливание из пушек в Индии»68 («Подавление индий­ского восстания»), первоначально относившееся к этой серии, бес­следно исчезло?

Именно через Азиатский департамент Главного штаба дубли­кат аттестата об увольнении Верещагина из Военного министерст­ва лишь в 1880 году высылается в Париж, где давным-давно живет художник. Аттестат представляет собой своеобразный послужной список до 1874 года с отметкой о награждении орденами Святого Ге­оргия 4-й степени69 и Святого Станислава 2-й степени.

В период с 1874 по 1880 год, по официальной версии, Верещагин не связан с военным ведомством. Тем не менее многие знакомства, завязавшиеся во время обучения в Морском корпусе и в период во­енных действий в Туркестане, сохраняются. Известно, что в Русско- турецкой войне на Балканах 1877—1878 годов художник принимал участие уже как гражданское лицо. Александр II в депеше о поло­жении дел на Дунае упоминает о ранении «волонтера» — художни­ка Верещагина70. Об участии Василия Васильевича в Русско-турец­кой войне написано довольно много71, поэтому напомню только, что художник поставил свою подпись под протоколом о зверствах турок под Телишем72, а также на станции Германлы протоколировал в качестве секретаря при генерале А.П. Струкове предварительные переговоры о мире с турками73. Иными словами, можно говорить о дипломатической роли художника, а также о доверии к нему ко­мандования. К сожалению, автору статьи пока не удалось найти Указанные документы в архивах. Известно о загадочном письме, в котором художник просит Ю.Я. Лемана, находящегося в Пари­же. уничтожить недавно прибывший туда ящик с холстом, никому его не показывая74. Что именно находилось в ящике и почему ху­дожник принял решение его сжечь, пока неясно. Однако известно,что для особо секретной переписки руководству военного министерства, военным агентам на местах и некоторым отдельным лицам (для исполнения ими секретных поручений) выдавались шифры для шифровки-дешифровки военных доиесений75.  Ответственным за ключи считалось руководство Военно-ученого комитета. В «Правилах ведения шифровальной переписки» предписывалось  уничтожать зашифрованные документы после их прочтения, никогда не подшивая их даже к особо секретным делам76. Таким образом, в целях особой секретности зашифрованные документы уничтожались сразу же, а к делам подшивались уже расшифрованные донесения. Конечно, художник мог и не иметь доступа к шифровальным ключам, но, очевидно, на холсте были запечатлены определенная местность либо какое-то военное событие — одним словом, содер­жалась некая секретная информация, которая уже дошла до адресата или вообще не должна была стать доступной в связи с изменившимися обстоятельствами.

А вот некоторые этюды и наброски битв под Правцом, Шандорником и другие, переданные художником па хранение доктору М.И. Стуковенко зимой 1877 года, загадочно «теряются», художник, наоборот, из-за этого переживает77. Существует версия,  что этюды Верещагина, «протоколирующие» ход боев и обозначающие топографию местности, могли быть похищены турками с целью получения ими разведывательной информации.

 Большая Игра и дипломатия

В 1879 году снова состоялась выставка Верещагина в Лондоне78 где экспонировались картины из Индийской и Балканской серий художника79. Там он познакомился с О .А. Новиковой. Ольга, соотечественница Верещагина, жила в Лондоне после развода с мужем Генерал-лейтенантом Генштаба Российской армии И.П. Новиковым, дружила с И.С. Тургеневым, М.Д. Скобелевым, Ф.М. Достоевским, в ее светский салон был вхож Уильям Гладстон, писатель, несколько раз становившийся впоследствии премьер-министром Англии; через него Новикова имела некоторое влияние на политическую верхушку Лондона81. Деятельность ее салона сильно способствовала смягчению отношений между двумя мощнейшими державами. М.А. Чернышева считает, что общение Василия Васильевича и Ольги Новиковой сводилось исключительно к тому, чтобы «экспозиционная стратегия Beрещагина в Англии соответствовала интересам России в международ­ной политике и прежде всего в Большой игре »82.

Автору пока не удалось обнаружить в военно-исторических архивах документы, касающиеся официальных исторических архивах  документы, касающиеся официальных связей Верещагина и военного ведомства в период с 1880 по 1902. К сожалению, не все российские архивы были охвачены при подготовке статьи, в частности, архив Службы внешней разведки пока недоступен83. В «Списке лиц, состоявших при военном министерстве»84 в 1898- 1902 годах при министре А.Н. Куропаткине художник не числится83.

Во время своих поездок в Америку86 в 1880-1890-х годах Верещагин тесно общается с вдовой знакомого по Русско-турецкой войне американского журналиста Мак-Гахана87. Соотечественница художника Варвара Николаевна Мак-Гахан (в девичестве Елагина) вводит его в круг политической элиты Америки88. В частности, через нее художник знакомится с бароном Р.Р. Розеном, временным пове­ренным в российских делах в Вашингтоне. Верещагин посещает мас­терскую изобретателя фонографа Томаса Эдисона, который объяс­няет художнику его действие. Елагина помогает ему с организацией и освещением в прессе персональной выставки в Нью-Йорке. Любо­пытно. что она открывается на следующий день после выбора прези­дентом Америки Гровера Кливленда, с которым Верещагина также знакомят. Соответственно, подготовка выставки проходит в период проведения предвыборной кампании. Известно, что итогом выста­вок в США стало страстное увлечение американцев русским искус­ством и культурой*9.

В 1900 году, в преддверии юбилея победы над Наполеоном, Ве­рещагин пытается экспонировать свою серию «Война 1812 года» на Всемирной выставке в Париже, но посол Франции Г. Монтебел­ло усматривает в его картинах оскорбление французской армии. По этому поводу есть гневное письмо Верещагина военному минис­тру А.Н. Куропаткину.

Некоторые упоминания о судьбе художника появляются в во­енно-исторических архивах только в связи с его гибелью, потому несколько слов следует сказать о Русско-японской войне, ставшей для Верещагина последней. Французская газета Echo de Paris, пу­бликовавшая военные сводки, писала о том. что англичане упорно воевали против России «то в туркменской папахе, то в турецкой фе­ске. а теперь видят их в японских кепи…»90, — и во всех этих войнах художник принимал участие.

Переписка с военными

Известно, что Верещагин состоял в личной переписке с некото­рыми военными и политическими деятелями91. Существует, например. его письмо Николаю II, датированное началом 1904 года, в ко­тором описаны все военные недостатки в Порт-Артуре и высказана позиция художника относительно их исправления, а также видов на дальнейшие действия японцев92. Но Николай II не прислушался к советам Верещагина или не успел на них отреагировать; возможно,ему просто не передали этих писем93. Между прочим, одно из писем императору94 о необходимой стратегии действий заканчивается следующим образом. «С дозволения генерала Фредерикса” я буду писать ему и почтительно прошу Ваше величество дозволить мне прилагать для Вас маленькие наброски местности и типов. Если сабля моя не сильна, то хоть карандаш послужит Вам…»96

Наместник российского императора на Дальнем Восто­ке Е.И. Алексеев тоже переписывался с художником. В конце 1903 года, незадолго до начала военных действий с Японией, он в письме к Верещагину выражал негативное отношение к политике России в Маньчжурии (где живописец уже побывал в 1900 году), ве­дущей к началу Русско-японской войны97.

С началом военных действий Алексеев стал главнокомандую­щим всеми вооруженными силами на Дальнем Востоке98. Мог ли наместник царя и будущий главнокомандующий позволить себе обсуждать с простым художником вопросы внешней политики Рос­сийской империи? Тем более что в этом письме Алексеев сомневал­ся в правильности ее курса. Любопытно, что там же наместник упо­минает о двух уже совершенных Верещагиным к тому времени (т. е. к концу 1903 года) путешествиях на Дальний Восток. Существует разрешение на его перемещение в декабре 1900 года из Порт-Саида в Порт-Артур на военном крейсере 1-го ранга «Громобой». Однако «художник Верещагин в письме на имя… помощника начальника Главного Морского Штаба отказался от перехода на «Громобое»99 . Из донесения явствует, что гражданское звание художника на тот момент — действительный статский советник, статский ранг 4-го класса100, соответствующий чину генерал-майора в армии. Счита­лось, что статские советники относились к высшей чиновнической группе, которая определяла курс политики Российской империи. В этом случае художник мог иметь отношение к высшим дипломати­ческим кругам, что объясняло возможность его переписки и с Алек­сеевым, и с Куропаткиным, и с самим Николаем II незадолго до на­чала и во время Русско-японской войны. Кроме того, «Громовой»101, так же, как и «Петропавловск», являлся броненосным крейсером Военно-Морского флота России, и, очевидно, не многим граждан­ским лицам на него был открыт доступ.

Верещагин в Японии накануне войны

Несмотря на то что художник официально не числится в прос­мотренных мною документах, связанных с военным министерством в эти годы, его прибытие во Владивосток и оттуда —  в порт Цуруга (Япония) в сентябре 1903 года Удивительным образом практически совпадает с инспекторской поездкой военного министра А.Н. Куропаткина Дальний Восток в октябре того же года. Оба (Куропатки — на Дальний Восток, а Верещагин — в Японию) едут в связи с ситуацией, сложившейся в Маньчжурии. Уже в 1903 году, судя по донесениям начальника военно-статистического отдела Главного штаба полковника Илинского103, в спешном порядке собирались данные о нашем положении дел на Дальнем Востоке, шла подготов­ка к возможной войне с Японией: формирование железнодорожных бригад и батальонов, в частности, стягивание на Восточно-Китай­скую железную дорогу батальонов, сформированных в Уссурийском крае. Туркестанском округе и Европейской части России; отправка в крепость Порт-Артур пушек; назначение (еще с 1901 года) в неко­торых городах Маньчжурии, таких как Гирин, Мукден, Цицикар, должностей военных комиссаров, занимаемых офицерами Геншта­ба России, при цзян-цзюнях (губернаторах). Здесь же предполага­лось нахождение и дипломатических чиновников, представителей МИДа. Как уже говорилось ранее, разведка России формировалась по двум направлениям — по линии МИДа и Военного министерства. В данном случае обе ветви в преддверии войны должны были взаи­модействовать. но они. к сожалению, конфликтовали. В письме ми­нистру иностранных дел России В.Н. Дамсдорфу от августа 1903 года АН. Куропаткин выражает свои опасения о возникновении розни между двумя ведомствами. Кроме того, он указывает, что «Восточ­но-Китайская железная дорога — весьма уязвимая артерия; при этом китайцы… вряд ли признают… законным правом России проведение Южной ветви от Харбина до Порт-Артура, пролегающей через населеннейшую часть Маньчжурии и нарушившей собственность и ре­лигиозный культ китайского населения. Влияние Японии на Китай усилится. Япония старается посадить своими офицерами в китай­ских войсках конечно с целью воспитать последние в духе враждеб­ном России и подготовить себе союзника…»103. Куропаткин считает, что в сложившейся опасной ситуации на территории потенциально­го «врага» — Китая и Японии —- русским необходимы компетентные наблюдатели с высшим военным образованием, поскольку «дипло­матические агенты, как люди неспециального образования, не могут вести с успехом наблюдения за состоянием вооруженных сил стра­ны…». Верещагин не мог об этом не знать и, будучи как раз из тех людей, кто получил высшее военное образование, не мог пройти мимо назревающего конфликта. Он связывается с бароном Р.Р. Розеном, посланником Российской империи в Токио104, который снабжает его рекомендательными письмами к японскому консулу во Владивостоке г-ну Камакаве, который обеспечивает художнику беспрепятственный провоз багажа через границу. Любопытно, что сам Розен в момент приезда Верещагина в Никко отдыхает там же105

Некоторые историки убеждены, что поездка Верещагина в 1903 году прошла по заданию Военно-Морского штаба с цель сбора информации о враждебно настроенной стране. Документальных подтверждений этому пока нет, но знание французского и английского языка, а также позиционирование себя как французского художника (некоторые исследователи полагают, что Верещагин раздавал в Японии свои старые визитки с адресом парижской мастерской) давало ему определенные привилегии, так как к русским относились более чем настороженно. Подобным же образом Верещагин вел себя и в Америке, где, как известно, свел личное знакомство с президентом Т. Рузвельтом и даже писал портрет членов его семьи. Существует версия, что мастер покинул Япония с последним гражданским пароходом 30 ноября 1903 года не столько по настоянию русского посольства, сколько по-своему собственному решению, обусловленному явными признаками тщательного обыска в его номере, проведенного в отсутствие художника. Может  быть, после этого пребывание Верещагина в Японии просто больше не имело смысла?

Охота за флагманом флота броненосцем «Петропавловск»

Незадолго до начала военных действий, в январе 1904 года художник письменно высказывает свои соображения относительно надвигающейся катастрофы военному министру Куропаткину и 28 февраля, с началом военных действий, уже выезжает на Дальний Восток107, где через месяц погибает при взрыве броненосца «Петропавловск». Историки спецслужб рассматривают версию направленной охоты японской разведки за флагманским кораблем «Петро­павловск», где всегда, ни от кого не скрываясь, находился адмирал С.О. Макаров (а в день взрыва — и Верещагин), чтобы, погубив опытного полководца, обезглавить российский флот уничтожить который в открытом морском бою для японцев было нереально. Со смертью С,О. Макарова исход войны был практически решен, поскольку сухопутные японские войска имели в то время большие преимущества. Диверсионное устранение «наиболее талантливых полководцев и офицеров противника»108 являлось стратегией и тактикой ведения японцами боя.

Аккуратно проведенный взрыв «Петропавловска» уничтожал сразу и главу российского флота, и начальника морского штаба адмирала Молласа, и множество офицеров среди которых оказался и знающий не понаслышке о системе ценностей и убеждениях врага Верещагин. Кроме того на броненосце размещался штабкомандующего флотом110 с архивом соответствующих документов, «случайно» уничтоженных взрывом.

За два дня до гибели «Петропавловска» коллежский советник МИДа Г.А. Плансон в частной переписке пересылает в Санкт-Пе­тербург свои отчет о посещении Порт-Артура, в том числе два ри­сунка с картой бухты и обозначением линии фарватера, по которому русские суда обычно входили во внутреннюю гавань111. «Петропав­ловск» был взорван в начальной точке этого фарватера… Могли ли вражеские агенты каким-то образом перехватить и копировать это письмо с набросками или они составили план фарватера на основе своих разведнаблюдений?

Так или иначе, сами военные не пришли к единому мнению о гибели «Петропавловска», современниками обсуждались и версия теракта, и участие подводной лодки112, ведь взорвался и затонул в не­реально короткий срок именно флагманский корабль — на глазах у всей эскадры и береговых батарей.

Из шифрованной депеши о гибели «Петропавловска»: «31 марта 1904г. 4:30 (Санкт-Петербургское время)… Наместнику. Броненосец „Петропавловск“ наскочил на мину, взорвался, опрокинулся. Наша эскадра под Золотой Горою. Японская приближается… Командир порта Григорович»113.

Получив известие о взрыве, к начальнику штаба Маньчжурской армии обратилась Л.В. Верещагина с просьбой о розыске тела ее мужа, о чем 13 апреля 1904 года начальник полевого штаба генерал- лейтенант Я.Г. Жилинский сообщает начальнику морского штаба наместника императора на Дальнем Востоке с припиской «Прошу об оказании возможного к сему содействия»114. 15 апреля Жилинский получает ответное письмо: «Сделаны все распоряжения об ра­зыскании места гибели „Петропавловска“. К работам уже приступлено. Контр-адмирал Витгефт»115. Конечно, переписка генерала и адмирала происходила не только по просьбе жены Верещагина, тем не менее, в «Списке господ офицеров, погибших на броненосце „Петропавловск“», «художник Верещагин» стоит на 13-м месте по­сле титулярного советника Ладонова116.

Гибель Верещагина

Очевидно, военные действия помешали дальнейшим водолаз­ным работам в районе гибели «Петропавловска». В 1913 году рус­ский военно-морской агент в Японии и Китае А.Н. Воскресенский сообщил о погружении японского предпринимателя Сакурая Цериносукэ на месте гибели «Петропавловска» и подъеме из воды сохранившихся останков команды и личных вещей, которые предполагал продать в своей лавке117. После переговоров с японскими властямииюня 1913 года останки шести офицеров с «Петропавловск были доставлены в шести экипажах в храм г. Дальнего, где о погибших была дважды отслужена панихида. Причем венки на гробы были  возложены не только от моряков и российского посольства в Токио но и от российских агентов118. 24 июня 1913 года останки русских моряков были перевезены на спецпоезде в Порт-Артур, где захоронены на военном кладбище. Дальнейшие работы по подъему тел русских моряков планировалось проводить еще в течение пяти сезо­нов, с марта по октябрь. Существует письмо штабного сигнальщика В.Д. Стародубцева, сообщившего в 1913 году, что видел Верещагина и некоторых офицеров, находившихся на броненосце в момент его гибели, что могло помочь опознать тела погибших119. Точных данных о том, были ли извлечены, опознаны и захоронены останки В.В. Ве­рещагина, пока нет120.

Гибель Петропавловска.
Гибель Петропавловска 31 марта 1904. ©Сергей Картаев, 2011

По словам некоторых исследователей, сторонников версии о сотрудничестве художника с военным или морским ведомством, Верещагин вел довольно подробные дневники, которые, по преда­нию, пропали сразу после его смерти, причем на Дальний Восток он их с собой не брал…

Все приведенные выше факты и архивные сведения не подтвер­ждают и не опровергают принадлежности художника к агентам во­енного ведомства и даже к агентам влияния, однако они ставят опре­деленные вопросы, направляющие дальнейший поиск материалов по этой теме.

Как бы то ни было, можно сказать с уверенностью, что Вереща­гин всю жизнь оставался русским офицером и погиб как настоящий офицер. В то же время, отложив оружие и взяв в руки кисть, худож­ник становился пацифистом. И он имел право на такую точку зре­ния, ведь сам не раз смотрел смерти в глаза и не понаслышке знал, что такое война. В какой бы точке мира ни находился Василий Васи­льевич Верещагин, он способствовал укреплению положения Рос­сийской империи, всегда был и остается достойным сыном своего Отечества и примером для будущих поколений.

Художник В.М. Максимов писал: «Хоть есть много людей говорящих, будто Верещагин… светит ярко, да не особенно греет, —  но я думаю иначе. Несомненно, он греет тех, кто повёртывается к истинному источнику света и тепла»121.

Примечания

1 В докладе использованы материалы архивов РГАВМФ (Санкт-Петербург), РГВНЛ (Москва), ГА РФ (Москва) и АВПРИ (Москва).

2    Официальный статус военного агента и проекты инструкций были утвер­ждены Александром 11 10 июня 1856, после окончания Крымской войны 1853~ 1856 годов.

3 РГВИА. Ф. 38. Он. 5. Нц. хр. 695. Л. 19-26; Ф. 2000. On. 1. Ед. хр. 44. Л. 1-2; ТОМ же. On. 1. Нд. хр. 4410. Л. 106-114.

4 Первая постоянно действующая инструкция для военных агентов была на­писана и утверждена 18 декабря 1880 военным министром Д.А. Милютиным.

5 Подобная практика была и у зарубежных агентов: например, японские офи­церы для сбора разведданных перед и во время Русско-японской войны 1904— 1905 гадов не брезговали самыми «неблагородными» профессиями на рос­сийском Дальнем Востоке. Так, в русской крепости Порт-Артур, осажденной япониамн. помощник начштаба японской армии работал ассенизатором, что позволяло ему беспрепятственно проникать в самые закрытые помещения н передавать чертежи и планы крепости своему командованию. В ту же войну многие японские офицеры, притворяясь китайцами, работали слугами в се­мьях российских чиновников и военных (Старков Б.А. Охотники на шпионов : Контрразведка в Российской империи. 1903-1914. М., 2006. С. 115).

6 На рубеже XIX-XX веков военные агенты были объединены в так называе­мое Разведочное отделение.

7 Такое название оно подучило уже в конце 1904, до этого это была агентура Охранного отделения Департамента полиции МВД Российской империи.

8 Заграничная агентура была сформирована в мае 1883 и подчинялась треть­ему делопроизводству (третьему отделению Департамента полиции), а позд­нее (с 1898) — Особому отделу Департамента полиции Российской империи.

9 С 1882 Заграничная агентура действовала также на Балканском полуострове (в Болгарии. Румынии, Сербии), с 1900 — в Берлине. Парижскому отделе­нию, в частности, удалось предотвратить покушение народовольцев-эмиг­рантов на Александра 111, собиравшегося во Францию с визитом.

10 «Произведен в гардемарины — 1857 г. августа 24, в унтер-офицеры — 1858 г. шуста 28, в фельдфебеля — в 1859 г. сентября 4, по окончании курса… а во экзамену произведен в гардемарины флота апреля 3—1860 г.» (АВПРИ, Ф 161. С-П6ГА II-11. Oп. 11.1872. Ед. хр. 3. Л. 10-10 об.).

11 Впоследствии. например при обороне Самаркандской крепости, это не раз помогало ему и даже спасало жизнь.

12 Кадетский досуг // Мир и война в судьбах русских дворян XIX века Семья Верещагиных: Материалы всероссийской научной конференции» Череповец, 2006, С. 49.

13 АВПРИ Ф. 161. С-П6ГА11-11. On. 11.1872. Ед. хр. 3.Л. 10 об.

14 Письмо вице-директора Морского корпуса исправляющему должность директора морского кадетского корпуса. 04.05.1860 // ОР РГАВМФ Оп. 1. Ед. хр. 4272. Л. 1.Ф 432

15 Очевидно, это связано с Русско-турецкой войной 1877-1878 годов на Балканах.

16 В тот момент уже переименованного в Морское училище.

17 Письмо Морского министерства в Морской кадетский корпус. 11.12.1877// ОР РГАВМФ. Ф. 432. Oп. 1. Ед. хр. 4284. Л. 1.

18 Весной — осенью 1858 (АВПРИ. Ф. 161. С-ПбГА II-11. Оп. 11.1872. Ед. хр. 3.

Л. 10 об.).

19 Плавание проходило с 8 июня по 3 июля 1859.

20 «Сего числа с вверенным мне фрегатом „Светлана“ с Кронштадского рей­да для следования в Гельсингфорс отправился благополучно, воды в фрегате в дюйм, прибавляет в сутки по 1/2 дюйма. 9 человек из морского кадетского корпуса (плюс один рядовой оттуда)» (Рапорт в инспекторский департамент от 08.07.1869 // ОР РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 3. Ед. хр. 504. Л. 1 об.). Любопыт­но, что фрегат «Светлана» «соединенно с пароходо-фрегатом „Грозящим и транспортом» осуществил перевозку из Гельсингфорса в Кронштадт лейб гвардии стрелкового батальона в количестве 509 человек десанта и 8 лошадей» (ОР РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 3. Ед. хр. 504. Л. 2 об., 5).

21 ОР РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 3. Ед. хр. 518.

22 Пиренеи считаются самыми труднодоступными горами в Европе, в них довольно мало удобных перевалов на границе Франции и Испании. Любопытно, что впоследствии художник часто работал и даже воевал в горах Тур­кестана, Индии и Балкан.

23 В том же году начинается война трех европейских государств против Мек­сики (Англо-франко-испанская интервенция). 31 октября 1861 в Лондоне было подписано соглашение этих держав о нападении на Мексику. В этом же году (со смертью наместника России в Польше М.Д. Горчакова) ухудшаются отношения между Россией и Францией в связи с подготовкой в Польше вос­стания против российского наместничества в этой стране.

24 Причем в эту же поездку художник посещает Белый Ключ (летнюю рези­денцию наместника, великого князя Михаила Николаевича), куда попадает по Военно-Грузинской дороге.

25 В 1865 художник направляется из Парижа в Тифлис через Женеву, Линдау, Зальцбург, Вену, далее пароходом по Дунаю и Черному морю (Одесса, Керчь, Сухум, Поти, Орпири, Кутаис). Здесь он создает многочисленные (иногда очень схематичные) зарисовки типов костюмов каждого встреченного национального типа. На том же листе нередко присутствуети набросок мест­ности, скорее всего, относящейся к месту бытования изображенного народа.Свои зарисовки художник нередко дополняет подписями с бытовыми подробностями.

26 В частноси, известный портрет предводителя одного из восстаний в Дагестане — лезгина Хаджи Муртуза ( («Портрет горца» 1863 1864, ГТГ Инв. 2218) и «Портрст лезгина Хаджи Муртуза» (1864 НМККГ: Инв. Рг. 133) работы Верещагина; история этого горца также описана художником водной из его ноавелл (Путешествие по Закавказью в 1864—65 гт. художника Василия Вере­щагина // Всемирный путешественник, 1870. Т. 7. С. 230-231).

27 1875. ГТГ.

28         Верещагин В.В. Религиозное празднество мусульман-шиитов // Очерки, на­броски, воспоминания В.В. Верещагина (с рисунками). СПб., 1883. С. 13-23; см. также «Духоборцы и молокане в Закавказье; Шииты в Карабахе; Батчи и опиумослы в Средней Азии; Обер-Амергау в горах Баварии : Рассказы*. М., 1900.

Практически к каждому произведению Верещагина можно найти литератур­ную параллель в его новеллах, что было довольно наглядно и важно для вос­приятия религиозных обычаев (в данном случае) и подробностей быта раз­личных народов, безусловно, интересующих в первую очередь именно воен­ные министерства всех без исключения стран.

29 Во время пребывания художника на Кавказе (с 1863) в связи с уже упо­минавшимся восстанием в Польше Англия, Франция и Австрия готовили провокацию у берегов Кавказской России. В ней участвовали в том числе небольшие группы турок, поляков, французов и черкесов. Была попытка за­падных государств вновь разжечь в России кавказскую войну, но горцы ее не поддержали. В мае 1864 периодически вспыхивавшее в этих местах воен­ное сопротивление горцев было окончательно подавлено. Англия, долгие годы боровшаяся за вмешательство в российскую внутреннюю политику на Кавказе, осталась не у дел. Художник в 1864-1865 периодически ездит с Кавказа на обучение в Париж и обратно, а в 1865—1867 часто там работает им своими кавказскими рисунками.

30   Крок — от croquis (фр)

31 Справка третьего отделения ЕИВК от 11 ноября 1865: «Василий Васильевич Верещагин, художник Императорской Академии художеств и действитель­ней член Кавказского общества сельского хозяйства, прибыл сюда около 2-х иек» назад с Кавказа, где он занимался сниманием видов и местных костюмов Эти художественные произведения его должны будут войти в состав его журнала, на издание которого он испрашивал разрешения… Остановился в Малой Конюшенной в доме Шведской церкви, где он живет совершенно один. Других сведений о нем не имеется. (ГА РФ. ф. 109 с/а. Оп. За, Ед. хр. 2272. Л I )

32 Приказ Военного министерства № 56 от 12 февраля 1865: «Государь император в виде лучшего устройства Оренбургского края и Западной Сибири Высочайше повелеть, соизволил: Учрежденную в минувшем году в Загуйском крае передовую линию соеденить с Сыр-Дарьинской и образовать из всего пограничного  с Среднеазиатскими владениями пространства  от Аральского моря до  оз. Иссык-Куль одну область с присвоением оной наименования Туркестанской…» (РГВИА. Ф. 1442. Оп.1, Ед. хр. 12. Л. 1).

33 Губернатор находился в подчинении Азиатского департамента Главного штаба Военного министерства.

34 АВПРИ.Ф. 161. С-ПбГА И-И. Оп. И. 1872. Ед. хр.З.Л.

35 Верещагин не только писал этюды Чугучака (где не задолго до появления там художника произошло восстание дунган. жестоко подавленное китайцами), но и изучал и описывал быт дунган и китайцев. На этюдах обозначены рельеф местности и разрушенные укрепления города. также встречаются точно воспроизведенные китайские иероглифы (которые наверняка смог бы расшифровать специалист).

36 Достаточно почитать его литературные заметки об этих народах. чтобы iw> пять, что художник относился к их изучению с вниманием этнографа.

37 АВПРИ.Ф. 161. С-ПбГА II-11. Оп. 11. 1872. Ед. хр. 3.Л. 11.

38 Привожу архивную цитату о численности войск для подтверждения слов Верещагина, в которых многие сомневаются. См.: РГВИА. Ф. 4746. On. I. Ед. хр. 5. Л. 11.

39 Там же.

40 АВПРИ.Ф. 161. С-ПбГА II-1. Оп. 11. 1872. Ед. хр. 3.Л. 10 об.

41 Любопытно, что Верещагин покидает Туркестан почти сразу после заключения между Россией и Англией в 1869 соглашения о создании между рус­скими и английскими территориями в Средней Азии нейтральной зоны (куда вошел Афганистан).

42 Вильгельм I и Отто фон Бисмарк 18 января 1871 объединяют вокруг Пруссии большое количество германских земель (в частности. Баварию. Баден, Воюртемберг, Гессен Саксонию и др.). Германская империя объединила 25 государств с 40 млн. немцев (исключение составили Австрия, Люксембург, Лихтенштейн). Второй Рейх просуществовал с 1871 по 1918 и стал, пожалуй, высшей точкой государственного развития Германии. Прусский король в 1871 был провозглашен Германским императором.

43 Инструкция военным агентам или лицам, их заменяющих (исправлена в 1905)//РГВИА Ф. 2000. Оп. 1. Ед. хр. 44. Л.

44 Впоследствии Елизавете Мария становится Елизаветой Кондратьевной Верещагиной. По данным некоторых исследователей они венчаются в России в 1873 (Антич К.М. МИР в Мюнхене: встречи с русской культурой 1991- 2011=Mir in Munchen: begegnungen mit der russishen kultur 1991-2011. Мюнхен. 2011). В то же время известно, что при венчании со второй женой, Лидией Андреевской он сообщил, что венчается впервые 45 В доступных архивах В.В. Верещагина нет ни фотографии этой женщины, ни ее портретов (хотя вторую жену художник писал неоднократно,  кроме того существует несколько ее фотографий)

46 РГВИА. Ф. 400. On. 1. Вд. хр. 236. Л. 10

47 «Так как большинство его материалов состоит из эскизов, картин, экземпляров туземной одежды и проч., то при досмотре их обыкновениями таможенными порядками в иностранных государствах пни могут быть несколько попорчены…» (РГВИА. Ф. 400. Он. I. Д. 236. Л. 16 об.).

48 «Паспорт мой… утерян мною, о чем обязуюсь сделать заявление я газете. Прошу выдать новый сроком по декабрь 1872 года, в виду крайней надоб­ности иметь вид сегодня. Коллежский регистратор Верещагин» (РГВИА. Ф. 400. Oп. 1. Ед. хр. 236. Л. 29).

49 Там же. Л. 31.

50 «Передать известные уже Вам образцы моих рисунков Генералу Кауфману по приезде его в С-Петербург, я слышал, что приезд этот не невозможен… В. Верещагин. Уезжаю завтра утром. Рисунками интересовался великий князь Владимир Александрович, если у Вас будет свободная минута, покажи — тс ему их, только… не говорите… о той просьбе, с которой я хотел обратиться к министру, боюсь, что он… использует ее от имени Академии, а с этим ру­тиннейшим учреждением я не желал бы иметь (?) никаких счетов…» (Там же. Л. 32-32 об., 33).

51 Любопытно, что довольно быстро был изготовлен загранпаспорт на имя Верещагина с новым сроком пребывания за границей и выдан ему. Но он приехал в Россию, и поэтому МИД спешно изготовило еще один паспорт на тот же срок и опять переслало художнику.

52 «Верещагин доводит до моего сведения, что ему потребуется рекомендация в Лондоне, где он предполагает устроить выставку его туркестанских работ с тем, чтобы она была даровая или с наименьшей платой за вход…», прося «через сношение с нашим посольством в Лондоне или прямо с теми лица­ми, влияние коих может быть полезно для осуществления задуманного…» (АВПРИ.Ф. 161. С-ПбГА П-11. Оп. 11,1872. Ед. хр. З.Л. 1).

53 Там же. Л. 3 об.

54 «Вашему превосходительству небезызвестны те затруднения и недоразу­мения, которые в последнее время возникали в сношениях наших с Вели­кобританией. Переговоры по Среднеазиатским делам из доверительного обмена мыслей между двумя правительствами перешли на более обширное »гласное поприще… Из чтения английских газет Вы… уже успели убедиться, с каким пристрастием эти журналы судят теперь о действиях России, находя повсюду достаточный повод или… предлог к несправедливым и преувели- назад нареканиям  Ежели г. Верещагину удалось несколько месяцев тому назад в некоторых  журналах ласковый прием… (речь идет, очевидно,о Всемирной выставке в Лондоне летом 1872 г. где в русском отделе художник депонировал свои картины „После удачи», „После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды» -С.С.) то он легко мог впасть в заблуждение, если бы… и теперь стад рассчитывать на подобный…» (АВПРИ Ф. 161. С-ПбГА Il-Il, On. II 1872 Ед. хр. 3, Л. 4-4 об., 5—5 об.).

55 «Г. Верещагин едва ли захочет подвергнуться возможности неудачи в стра­не, в которой несколько месяцев тому назад он встретил только успех» (Там же. Л. 7 об., 8-8 об.).

56 При лом н одном из официальных писем коллекция картин Верещагина на­звана коллекцией «картин из быта Туркестанского края, составленной по Вы­сочайшему повелению…» (РГВИА. Ф. 400. On. 1. Ед. хр. 236. Л. 84-84 об.).

57 Летом 1872 художник экспонирует на международной выставке в Лондо­не три работы из Туркестанской серии. После переговоров в октябре 1872 — январе 1873 между Россией и Англией подписано соглашение о «буферном» поясе — разграничении сфер английского и российского влияния в Сред­ней Азии (Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. М., 1952).

58 «Ввиду того, что картины предлагается представить государю императору. Желая облегчить… ввоз этих картин в Россию из-за границы и устранить по­вреждения, которые могут случиться… при распаковке их и осмотре… я честь… просить… освободить картины от осмотра на… погранпунктах… (РГВИА. Ф. 400. On. 1. Ед. хр. 236. Л. 70).

59 Там же.

60 За крупногабаритные рамы Гейнсу пришлось выплатить таможенный сбор по двойному тарифу. Возможно, на почте перепутали фамилии начальника Главного штаба Военного министерства Ф.Л. Гейдена и генерала Министер­ства путей сообщения А.К. Гейнса. Но известно, что именно Гейнс написал вступительную статью к русской версии каталога выставки 1874, напечатан­ного в типографии Министерства путей сообщения (Каталог картинам, этю­дам и рисункам В.В. Верещагина. СПб., 1874. С. I—III).

61 АВПРИ. Ф. 161. С-ПбГА 11-11.Оп. И, 1872. Ед. хр. З.Л. 16-17.

62 ГА РФ. Ф. 102. Оп. 77. 3-е делопроизводство. 1881. Ед. хр. 5. Л. 75. Очевид­но, возврат ордена характеризовал художника не с лучшей стороны. Извест­но, что периодически сотрудников разведывательного ведомства, особенно после длительной работы за границей, проверяет служба внутренней безопасности, род контрразведки.

63 Орденом Святого Станислава награждали как за военные и го отличия, так и за частные заслуги, например благотворительность.. Причём было всего три степени ордена.

64 АВПРИ. Ф. 161. С-ПбГА 11-11. Оп. 11, 1872. Ед. хр. 3. Л 11

65 Там же.

66 Принц Альберт-Эдуард Уэльский (1841 — 1910), впоследствии король Эду­ард VII (правил с 1902 по 1910), старший сын королевы Виктории, будущий первый король из Саксен-Кобург-Готской династии (сейчас она называется Виндзорской).

67 Художник останавливается в Джайпуре незадолго до приезда туда с неофици­альным визитом принца Уэльского. Несмотря на «неофициальность» поездки, в 1876 в результате дружеских переговоров принца с представителями правящих кругов Индии был принят важнейший парламентский акт о королевском титуле, отныне именующем английскую королеву императрицей Индии. Характерно, что одно из названий картины Верещагина «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году», написанной в парижской мастерской по мотивам поездки в Ин­дию, — «Будущий император Индии».

68 Полотно рассказывает правду о том, как малочисленным английским войскам удавалось держать в ужасе и полном повиновении население огромной богатей­шей страны (восстание сипаев в Индии, легшее в основу сюжета этой картины, произошло в 1857, что послужило началом конца империи Великих Моголов).

69 28 августа 1868.

«Был ранен находящийся на „Шутке“ волонтером художник Верещагин… Оба (Верещагин и Скрыдлов. — С. С.) ранены без повреждения костей. Других потерь нет» (ОР РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 3. Ед. хр. 5598. Л. 55).

70 В рапорте командира отряда гвардейского экипажа К.И. Тудера сказано: «Во время этой славной атаки лейтенант Скрыдлов ранен… кроме… Скрыдло­ва ранен Академик Верещагин пулею навылет в ляжку. Катер „Шутка“ пробит в 8 местах. По возвращении… Скрыдлова… я тотчас же отправил его и г Ве­рещагина на носилках и частию на рыбацких лодках через болото в деревню Паропаны… где находился ближайший медик» (ОР РГАВМФ. Ф. 1081. Оп. 2. Ед. хр. 8. Л. 196 об.).

71 Верещагин в эту военную кампанию сражался под началом Д.И. Скобеле­ва, Н.И. Скрыдлова, И.В. Гурко, А.П. Струкова и М.Д. Скобелева.

72 16-17 октября 1877.

73 В январе 1878.

74 «…Полученный недавно… с железной дороги ящик, с холстом — сожги на на­шем же дворе. <…> Ты обяжешь меня, если присмотришь за тем, чтобы никто не заглядывал в то, что горит, и не вытаскивал бы из сожаления никаких ло­скутков или обрывков полотна. Ты понимаешь вследствие того, что я тебе рас­сказывал, насколько исполнение этого есть дело чести, почему и выполнишь, я уверен, эту мою просьбу в самом скором времени без колебания. Писано в полном уме и памяти…» (В.В. Верещагин — Ю.Я. Леману. 1 [13] июня 1877 г. // Василий Васильевич Верещагин. Избранные письма / сост., авт. предисл. и примем. А.К. Лебедев. М., 1981. С. 49).

75 Причем ключи периодически, в том числе при смене агентов менялись. Командир войсками Туркестанского округа, в непосредственном подчинении которого долгое время находился Верещагин входил в состав лиц, имеющих обязательный доступ к шифрам Военного министерства.

76 Правила ведения шифровальной переписки в военном ведомстве, шифр департамента полиции, словарь военно-шифровальный (1878-1899) // РГВИА. Ф. 165. On. 1. Ед. хр. 226. Л. 357 об.

77 Утеряно около 40 этюдов.

78 В 1879 английские войска захватывают Кабул в Афганистане.

79 При этом весь мир знал, что Англия оказывала сильнейшую поддержку Турции в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов.

80 Ольга Алексеевна Новикова (урожд. Киреева) — блестящая светская дама, знавшая несколько иностранных языков, открывшая в Лондоне светский са­лон, певица, журналистка, писавшая под псевдонимом «О. К.» (в частности, публиковалась в лондонской газете The Northern Echo, российских издани­ях «Московские ведомости», «Русское обозрение», переводила на француз­ский произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, а на русский — книги английских писателей), ратовавшая за хорошее отношение между англи ским и русским народами. С художником Ольгу сблизила гибель на Балканах (Сербия, 1876) младшего брата Николая Киреева, первого офицера-добро­вольца на этой войне. Новикова считала, что именно Англия убила ее брата. Младший брат художника Сергей Верещагин также геройски погиб во время третьего штурма Плевны в Русско-турецкую войну 1877—1878 годов. Нови­ковой приписывали влияние на выборы в английский парламент, она имела репутацию «русского тайного агента». Лорд Биконсфилд Дизраэли называл ее «членом британского парламента от России». Некоторые англичане счи­тали, что салон Новиковой существует для передачи информации русским дипломатам (см.: Бородавкина Н.В. Ольга Новикова глазами современников // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Вып. 2. С. 58—63).

81 Предположительно, через Новикову художник мог иметь доступ к полити­ческой элите Лондона. При этом ее считали представителем именно «народ­ной», а не «царской» России в Англии. Возможно, поэтому такие неодноз­начные полотна Верещагина, относящиеся к Балканской серии, могли быть показаны в Лондоне.

82 Чернышева М.А. Первый визит Василия Верещагина в США в контексте рос­сийско-американских дипломатических отношений Ц Вестник СПбГУКИ  2016. № 3 (28). С. 145.

83 Архив недоступен. хотя известно, что «общественная организация и ветераны внешней разведки» принимает участие в сохранении памяти о художнике: в частности, именно эта организация, по словам журналистов  стала инициатором установки его памятника в Кронштадте городе, связанном с Военно-Морским флотом России. Кронштадт был в свое время закрытым морским городом-крепостью. В конце XVIII — начале XIX века дачи на терри­тории Морской слободы в Кронштадте начинают распродаваться невоенно­му населению. Известно, что до 1970 сохранились только две старинные дачи 1890—1900-х. Одна из них имела отношение к С.О. Макарову и располага­лась над Кронштадтским портом (в настоящее время разрушена). А вторая — к братьям А. В. и В. В. Верещагиным (здание и парк сохранились в полуразру­шенном состоянии). Существует версия, что дача была куплена ими в равных долях в 1902. После смерти художника вдова передала права на его долю бра­ту — Александру (Гунин А. Из истории города-крепости. Комплекс Морского селения (Новой слободы) на Котлине острове // Архитектура. Реставрация. Дизайн и строительство. 2011. № 1/2. С. 68—71).
В 1941-1945 в здании бывшей дачи Верещагиных располагался защищавший Ленинград батальон морской пехоты КБФ морской бригады специального назначения ВМФ.

84 РГВИА. Ф. 165. On. 1. Ед. хр. 5299. Л. 23-27.

85 Например, граф Ф.Л. Гейден (бывший в 1870-х начальником Главного шта­ба и способствовавший пересылке картин Верещагина в Россию без тамо­женного досмотра) числится в это же время (при военном министре А.Н. Ку­ропаткине) в «Справке о числе чинов для особых поручений при Военном министерстве» (РГВИА. Ф. 165. On. 1. Ед. хр. 5299. Л. 23).

86 B 1888 Верещагин едет в США впервые, в ноябре 1888 — январе 1889 прохо­дит его выставка в American Art Galleries в Нью-Йорке.

87 Знакомится в Бухаресте в 1877 с Я.А. Мак-Гаханом, корреспондентом Daily News.

88 Его знакомят с племянником Наполеона I, полковником Патерсом-Бона- паргом, генералом У. Шерманом, участником гражданской войны в США между Севером и Югом, и с изобретателем Томасом Эдисоном.

89 Кроме того, была ратифицирована (1893) подписанная в 1887 бароном Р.Р. Розеном и К.В. Струве русско-американская конвенция о взаимной вы­даче преступников — событие, которое М.А. Чернышева также связывает с серией выставок Верещагина в Америке ( Чернышева М.А. Первый визит Василия Верещагина в США в контексте российско-американских диплома­тических отношений//Вестник СПбГУКИ. 2016. № 3 (28). С. 143).

90 ОРРГАВМФ. Ф. 930. Оп. 19. Ед. хр. 81. Л. 8 об.

91 Его адресатами были великие князья Константин Константинович и Вла­димир Александрович Романовы, Николай II, генерал К.П. фон Кауфман, М.Д. Скобелев, А.Н. Куропаткин, А.К. Гейнс, князь А.Б. Лобанов-Ростовский, Н.В. Бибиков и др.

92 В самом начале войны зимой 1904 Верещагин писал из Порт-Артура императору Николаю II о слишком мелкой для передвижения флота западной бухте, о старых недальнобойных орудиях, которых не хватает, об элементарном и ужасающем отсутствии у защитников крепости сабель и патронов, из-за чего уже в самые первые дни войны крепость могла быть захвачена японцами. Просил прислать на Дальний Восток побольше дальнобойных орудий быстрохожных броненосных крейсеров и не оставлять без внимания «угроз английским войскам к стороне Китая», говорил о возможном, с его точки зрения, рязвитии военных событий (см ГА РФ Ф. 601. On. 1. Ед. хр. 1193 ф.п., Л 1-2).

93 Известно, что русская разведка периодически телеграфировала в Петербург о похожих проблемах, о подготовке японцев к войне, а также о сгово­ре японских и английских властей во время боевых действий. Вот пример шифрованных донесений Российского императорского посольства в Син­гапуре «Малые острова к югу и западу от Сингапуре сильно укрепляются, чтобы не дать русским военным судам соединиться с Тихоокеанской эска­дрой (шедшей под предводительством С О. Макарова на Дальний Восток. С С.) (04.01.1904)… Германский пароход общества «Рикмерс» под английским флагом с 3000 т динамита проходил 2 января Сингапур, держа курс на Гои Конг (08.01.1904)… Прибыли крейсера «Ниссинг» и «Касуга» под японским флагом. Командиры и половина экипажа английские, оставлены на слу Японией (20.01.1904)… Великобританское правительство секретно сообщает японцам о движении русских пароходов (01.02.1904)…» (см.. АВПРИ. (Японский стол). 1903—1905. Оп. 493. Ед. хр. 220. Л. 6 об.—9).

94 Всего опубликовано пять писем художника Николаю II (Письма В.В Верещагина Николаю Романову в 1904 г.) // Красный архив. 1931. Т. 2 (45). С. 167

95 В.Б. Фредерикс — министр императорского двора.

96 В.В. Верещагин — Николаю 11.18.02.1904// Красный архив. 1931. Т, 2. С. 169

97 Известно, что японцы в период Русско-японской войны договаривались с американцами о крупном валютном займе. «О положении нашем в Мань­чжурии должен высказать, что нельзя его рассматривать, как нечто случай­ное, начало ему., положено построением железной дороги по территории нам не принадлежащей (С.Ю. Витте активно поддерживай строительство, южной ветки КВЖД от Харбина до Дальнего и Порт-Артура. Это строитель­ство больше всего путало Японию. — С. С.) …но нападение на Благовещенск составило не для одной России, но и для всей Европы явление… неожидан­ное и внесло коренные изменения в общем положении Китая в международ­ных отношениях. Для России такое изменение выразилось в занятии Мань­чжурии…» (Е.И. Алексеев — В.В. Верещагину 07.12.1903. Порт-Артур // ОР РГАВМФ. Ф 32. Оп. 1. Ед. хр. 212. Л. i).

98 Командующим Маньчжурской армией стал военный министр АН Куропаткин, С.О. Макаров командовал Тихоокеанской эскадрой

99 Благоугодно ли будет его Императорскому Величеству Генерал-Адмиралу  соизволить на разрешение художнику Верещагину совершить переходиз порта Артур на крейсере 1-го ранга „Громовой“ с производством ему пассажирского довольствия по 10 р. в день по чину действительного статского советника?» (Донесение от 09.12.1900, приписка об отказе плавания — от 11.01.1901 г.// ОР РГАВМФ. Ф. 407. Оп. 4. Ед. хр. 2584. Л. 1).

100 Для сравнения: коллежский регистратор, должность, в которой Верещагин состоял в Туркестане — статский ранг 14-го класса.

101 «Громобой» принимал участие в военных действиях в Русско-японскую войну 1904—1905 годов в составе отдельного отряда крейсеров Тихоокеанского флота.

102 РГВИА. Ф. 165. On. 1. Ч. 3. Ед. хр. 5436. Л. 4—4 об., 11 и др.

103 Там же. Л. 50.

104  С бароном Розеном (в бытность его консулом в США) Верещагин знакомится в 1888 через Мак-Гахана.

105 Аксентьев С.Т. Неизвестный Верещагин // Наука и техника. 2012. № 6. С. 18-19.

106 Художник советует Куропаткину в случае войны с Японией возглавить дей­ствующую армию, как поступил в 1812 военный министр Барклай-де-Толли. Кроме того, с началом боевых действий, которые Верещагин считает неиз­бежными, ом просит выдать ему назначение в действующую армию: «Пожа­луйста, устройте мое пребывание при Главной квартире Вашей ли или друго­го генерала, если дело дойдет до драки…» (Василий Васильевич Верещагин. Избранные письма. М., 1981. С. 205-206).
В конце концов (как и предлагал в своих письмах к Николаю II и самому военному министру художник), Куропаткин командовал Маньчжурской армией в Русско-японскую войну. Из письма художника к Николаю II от 03.02.1904; «Прикажите, ваше величество, чтобы полумиллионная армия, иод командою многоопытного сподвижника и вдохновителя покойного Ско­белева, генерала Куропаткина, двинулась против врага, о силе, настойчиво­сти и полной подготовленности которого я говорил, возвратившись из той страны…» (Красный архив. 1931. Т. 2. С. 168).

107 Причем ему выделяют целый прицепной вагон военного поезда для жизни и работы.

108 Макаров за 36 дней командования русским Тихоокеанским флотам успел насалить японцам хотя бы тем, что поставил командующими кораблей реши­тельных, непреклонных кадровых морских офицеров. Эскадра за это время шесть раз выходила в море для встречи с врагом (а с момента гибели Мака­рова и до конца войны — всего три раза!). Вновь назначенный осторожный адмирал Е.И. Алексеев разрушил все то, что создавал Макаров; и принял ре­шение о бесперспективности сражения с японцами в море, где русские объективно были сильнее. В итоге это привело Россию к поражению в Русско-Японской Войне

109 Старков Б. Охотники на шпионов. Контрразведка в Российской империи. С. 117.

110 Адмирал М.П. Маллас — начальник штаба, великий князь Кирилл  Владимирович — начальник военно-морского отдела, полковник В.П. Агапеер, начальник сухопутного отдела (АВПРИ. Ф. 150 (Японский стол). 1903-1905 Оп. 439. Ед.хр. 220. Л. 106).

111 Там же. Л. 107 об.

112 Запись в береговом журнале крепости Порт-Артур за 31 марта 1904: «10 ч. 17 мин. …Предполагая, что эскадра атакована подводной лодкой, бро­неносцы „Победа“, „Полтава“, „Пересвет“ и крейсер „Аскольд“ открыли стрельбу по воде… По подводной лодке открыла огонь и батарея № 5, но вви­ду опасности этой стрельбы для наших судов стрельба по приказанию комен­данта была прекращена. Присутствие подводных лодок осталось недоказан­ным» (ОР РГАВМФ. Ф. ВУА. On. 1. Ед. хр. 31621. Л. 1).

113 Шифрованная депеша из Порт-Артура от контр-адмирала Григоровича от 31.03.1904 // ОР РГАВМФ. Ф. 469. On. 1. Ед. хр. 103. Л. 2.

114 Там же. Л. 23.

115Там же. Л. 24.

116Первый — вице-адмирал Макаров, второй — контр-адмирал Моллас РГАВМФ. Ф. 469. On. 1. Ед. хр. 103. Л. 27).

117Там же.

118Всего было около 50 венков с похожими надписями: «Павшим героям», «Доблестным русским морякам», в том числе от простых русских и японцев, провожавших покрытые Андреевскими флагами гробы (ОР РГАВМФ. Ф 469. On. 1. Ед. хр. 103. Л. 27).

119«Я участник гибели броненосца и последним с него спасался и в тот момент я видел художника Верещагина…» (Письмо В.Д. Стародубцева в Главный морской штаб от 17.07.1913//ОР РГАВМФ. Ф. 469. Оп. 1.Цд.хр. 103. Л. 37).

120 В 2011 представителями поисково-исследовательского центра Тихоокеансокого флота «Искра» было осуществлено одно из недавних погружений в месте гибели «Петропавловска».

121 Верещагина А. Новые материалы к биографии  В.В. Верещагина //Искусство. 1957. № 8. С. 74.


Автор доклада: Светлана Васильевна Соловьева, сотрудница Государственной  Третьяковской Галереи.
По материалам сборника «ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ. ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА. ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН: БОЛЬШЕ ЧЕМ ХУДОЖНИК»,
Материалы научных конференций, Москва,2019. Государственная Третьяковская Галерея
Добавлены подзаголовки и иллюстрации

Алексей Орлов

Краевед, москвовед, эскурсовод и немного философ